Отцом подобного изобретения является советский конструктор Владимир Левков, создавший еще в 1935 году первое опытное судно. До 1941 года под его чутким руководством было построено пятнадцать судов, водоизмещение у которых было от 2 до 15 тонн. Ниже приведена общая схема работы судов на воздушной подушке.
1 - пропеллеры, 2 - поток воздуха, 3 - вентилятор, 4 - "юбка", удерживающая воздух под днищем
Из схемы становится понятно, что воздушная подушка – ни что иное, как слой сжатого воздуха под днищем судна, который и приподнимает его над поверхностью. Способность катера преодолевать на своем пути различные препятствия, будь то волны или кустарник, зависит от высоты подъёма.
Судно, парящее на небольшом расстоянии от поверхности земли или воды, выглядит очень впечатляюще. Картину усиливают многочисленные брызги, или например, облако снега или пыли, которые поднимают мощные струи воздуха, нагнетаемые пропеллером.
В любом деле помимо первопроходцев есть также и рекордсмены. Не обошлось без них и среди «парящих» кораблей: легендарный «Зубр» - одно из самых больших в мире судов на воздушной подушке. Мощность двигателей «Зубра» составляет 50 000 лошадиных сил, диаметр пропеллеров – 2,5 метра. Впечатляют и размеры судна: 57,3 метра в длину, 25,6 метра в ширину и 21,9 метра в высоту. Водоизмещение – 555 тонн. Судно способно развивать скорость до – внимание – 111 км/ч.
Благодаря своей конструкции, суда на воздушной подушке не просто способны преодолевать различные препятствия в виде 3-4-метровых волн, оврагов глубиной до двух метров или кустарников. Уникальность подобных катеров заключается в том, что они могут выходить из воды прямо на берег. Таким образом ни мелководье, ни ледовые просторы, ни песчаные или снежные пустыни, ни болота не будут для них проблемой, в отличие от других транспортных средств.